Доверие — это очень сильный фактор. О законе воздействия доверия на экономику Яна Алгана  и Пьера Каю

Закон показывает, что существует причинно-следственная связь между доверием и ВВП на душу населения.

Александр Аузан

— Закон воздействия доверия на экономику — это открытие двух французских ученых Яна Алгана и Пьера Каю. Это руководители факультета экономики Sciences Po макроэкономической программы Ecole Politique, два известнейших французских экономиста, которые много лет занимаются исследованиями воздействия доверия на валовый продукт. В их работе 2010 года (причем, заметьте, не просто на рост, на GDP – валовый продукт на душу населения) было показано, что если бы в других странах уровень социального капитала, уровень доверия был таким, как в современной Швеции, то в Англии ВВП на душу населения было бы больше на 7 процентов, в Германии – на 9 процентов, в Чехии – на 20 процентов, а в России – на 69 процентов. Поэтому можно ли увеличить ВВП на душу населения в стране в полтора раза, как это предполагается? Можно. Но думаю, что пути в этом случае окажутся нестандартными. Тогда мне был задан вопрос: «Это же долго». Я говорю: «Вы знаете, было правительство в Западной Германии Людвига Эрхарда, которое подняло доверие с 8 процентов (людей, отвечающих положительно на вопрос, что можно доверять незнакомым людям) до 60 процентов за шесть лет. И началось немецкое экономическое чудо». Поэтому мне кажется, что мы сейчас ищем чрезвычайно важные решения, потому что мы понимаем, как это важно, мы понимаем, что это иногда происходило.

Из Материалов научного семинара экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова «Доверие в пяти ракурсах. Реалистическое моделирование» для представителей Аппарата Совета Федерации, Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, Ассоциации российских банков, научного и профессионального сообществ.

Доверие. Что это?

Доверие — это способность людей объединяться вне пределов семьи и без помощи государства.

Американский консультант Стивен М.Р. Кови (англ. Stephen M. R. Covey) (эксперт и консультант по вопросам доверия и высокой производительности, лидерства и этики, автор книги «Скорость доверия» обосновывает, что рост доверия в бизнесе значительно увеличивает скорость достижения результатов и сокращает издержки. Автор — сын и главный последователь великого оратора, профессора Стивена Кови.

Кови выделил пять уровней рассмотрения доверия: 1) доверие себе; 2) доверие во взаимоотношениях (как межличностных, так и профессиональных); 3) доверие в организации (как к системе, так и к процессам); 4) доверие на уровне внешних стейкхолдеров (на уровне рыночных отношений); 5) общественное доверие в целом. Кови считает, что доверие в бизнесе распространяется изнутри наружу организации, от первого уровня к пятому.

С точки зрения Кови, для доверия не является обязательным наличие двух сторон: доверяющего, и того, кому доверяют. Первым уровнем, из которого произрастает доверие, является доверие к самому себе. Доверие себе основано на уверенности человека в свои возможности, а также компетенции человека ставить себе цели и достигать их, соблюдать свои обязательства, которые ранее взял на себя. Для реализации доверия к себе важно сочетание нескольких факторов: вера в себя (является основным принципом для разворачивания доверие себе) в сочетании с характером индивида (например, честностью) и компетентностью (возможностями человека и ранее реализованными цели). На этом уровне важно, чтобы поведение соответствовало собственным мыслям человека, его намерениям.

Следующим уровнем разворачивания доверия является межличностный, для которого главным принципом является последовательное поведение. Для формирования доверия на уровне межличностного доверия необходимо, чтобы поведение человека соответствовало словам, говоримым этим человеком (так как слова вызывают надежду и ожидания в этом другом человеке). Возможность доверять другому человеку влияет на уровень взаимоотношений с ним. В этом случае, доверие создаёт взаимность, может использоваться для мотивации сотрудников, применяется для лидерства и, в конечном случае, для достижения целей.

На уровне организационного доверия существует, создаётся и поддерживается доверие среди всех участников организации. В этом случае цели организации достигаются с меньшими издержками, быстрее и легче. На этом уровне для увеличения организационного доверия применяется принцип согласования как на уровне работников, так и на уровне, процессов, систем, структур и политик.

На уровне внешних (по отношению к организации) стейкхолдеров (заинтересованных сторон) основным принципом формирования доверия является управление репутацией. Этот уровень доверия можно назвать рыночным доверием. Здесь репутация в первую очередь подразумевает бренд компании и ведёт к желанию приобрести продукцию или услугу компании и/или инвестировать в компанию.

Пятый уровень, рассматриваемый Кови, — это общественное доверие. Основным принципом формирования такого доверия Кови рассматривает понятие общественно полезный «вклад», ценность. Доверие в обществе возрастает, если возрастает вклад компании, который полезно влияет на общество в целом и/или людей как часть общества в целом.

Этот материал дополняется

Руководитель проекта Internet-prom.ru из Новосибирского Академгородка. Участник сообщества Сарафан24.ру и специалист, освещающая все, что связано с продвижением в Интернет. Галина получила диплом программиста в Новосибирском университете и с тех пор хорошо применила знания в качестве программиста, а теперь и в качестве производителя цифрового контента на Сарафан24.ру. Следите за публикациями Галины, чтобы получить советы по продвижению в интернет и заглянуть за кулисы Internet-prom, sarafan24.ru и других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *